Художники Узбекистана – ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ОБРАЗА

Любимой образ ты, художник, воссоздай,
Душе воспоминаний радость дай.
Алишер Навои
Рисунок, который иначе называют искусством наброска,
есть высшая точка и живописи и скульптуры,
и архитектуры; рисунок является источником
и душой всех видов живописи и корнем всякой науки.
Микеланджело Буонарроти

Творческие люди – поэты, художники, архитекторы – издревле пользовались огромным уважением нашего народа.. История мировой культуры хранит целое созвездие имен династий узбекских мастеров прикладного искусства. Они из поколения в поколение передавали секреты мастерства, навыки искусного владения своей творческой профессией. Людей во все времена волновала великая тайна творчества. Глядя на совершенное художественное творение, мы не только испытываем целую гамму чувств, но и невольно задаемся вопросом: а как создавалось это произведение? В нас просыпается пытливость, возникает феномен сотворчества, на который всегда провоцирует яркий и самобытный художественный образ.
Интерес к творческому процессу особенно возрастает в период масштабных социальных и общественных перемен, когда приходит в движение весь привычный уклад жизни, возникают и утверждаются новые взгляды на то, что казалось незыблемым. Новейшая история нашей страны и культуры, начатая с обретением Узбекистана независимости, показал новый подъем творческой активности.

Абдулхак Абдуллаев

“Хотя не осталось и праха от тех, кто жил и творил за тысячи лет до нас –
ученых писателей и поэтов, – но живы сокровища их разума, сохраненные в книгах”
Народный писатель Узбекистана Айбек

1918-родился в городе Туркестане
1936 – окончил СХУ
1942 – принят в СХ Уз.
1964 – удостоен звания Народный художник Узбекистана»
1970- награжден орденом «Знак почета»
1977 –присуждена Государственная премия им. Хамзы.
1997 – избран действующим членом АХ Уз.
2001 – умер в Ташкенте
( Ничто не действует так сильно на нашу психику, как неотразимая сила глаз. Выразительный смысл в глазах Айбека… Когда я увидел его страшный взгляд, я сказал себе , что это орел. Именно такие нужны глаза были автору романа «Навои», чтобы увидеть великого мыслителя и поэта через пелену веков..
Лицо человека, каждая деталь, например, ушная раковина со всеми ее изгибами и впадинами- это ценный мир.
Для меня, сделавшего изображение облика человека смыслом своей жизни, он представляет предмет все возрастающего изумления. Вот почему всю свою жизнь я не свожу с него глаз, смотрю только на него и думаю только о нем.)
(Из книги А.Абдуллаева «Жажда прекрасного»Т.,1974)


Портрет Айбека. 120х 80 см. х.,м.,1949г.


Алишер Аликулов

1966 — родился в г. Ташкент— окончил ТТХИ
1998 — принят в ТОХ Уз
С 1996 — участник зарубежных выставок США, Египте, Австрии, Италии
1995— награжден медалью “Шухрат”
2001 — награжден Золотой медалью
2003 — удостоен звания Республики Узбекистана»

Рождение нового всегда сложный и в то же время интересный. Еще до появления изображения на холсте, зрелая идея и композиция картины мысленно уже возникает перед глазами. В течение многих месяцев идея совершенствуется.
После долгих поисков, просится наружу, появляется первый эскиз. Дальше работа продолжается на бумаге. Множество эскизов, набросков. Очень трудно раскрыть тему , динамику, выразить драматизм картины. Готовый эскиз – это уже половина работы. Наконец, начинается работа красками на холсте. Этот процесс еще увлекательнее и интереснее. Передать все цвета и оттенки природы мне помогает накопленный опыт, все более оттачивается мастерство и мой сложившийся метод работы. По теме картины нахожу колорит и начинаю работать красками. Это важный момент так как колорит эмоционально способствует раскрытию содержания картины. Моя творческая цель- оживить на минуту перед зрителями страницы истории, традиции нашего народа. Композиция полотна нередко включает много фигур. Самое сложное и мучительное – передать динамику движения, так как живое существо всегда в движении, будь то человек или лошадь


«Взятие крепости» 230х180 см.,х.,м.,1999г.

Мое искусство теснейшим образом связан с историей культуры узбекского народа. Я с благоговением отношусь к литературе и материально- духовной культуре, танцам и орнаменту, к истории народа, и на основе их изучения творю свои произведения.
Определенному характеру темы должна соответствовать и речь художника. Было бы нелепо, если б рассказ о сегодняшнем дне – о делах и людях, а сегодня живущих, – был облачен в формы живописи старых миниатюристов, но вполне закономерно, когда сюжеты эпического плана, образы творений великих поэтов минувшего художник перелагает на языке, созвучном эпосу, поэзии ушедших веков. И второе: беден духом тот художник, в ком не отзывается память отцов и дедов. Да и не только беде он перед своим народом. Ему нечего дать своим искусством и людям других народов…
Это вовсе не значит, что творчество всех художников, всех подряд, должно изъясняться в традиционных национальных формах. Повторяю, мне трудно прел ставить сцену из современной жизни, изображенную в манере миниатюристов гератской школы или древней русской школы.
Каждый сюжет, каждая тема, каждый художник только тогда и хороши, когда ими отыскивается живой и сегодняшний путь, а живые, сегодняшние пути искусства – они очень многие, очень разные.
Портрет не только должен быть сегодняшним, он должен быть образом. Впервые Халиму Насырову я увидел в 1929 году в Ташкенте, во время исполнения ею роли Халимы в пьесе Гуляма Зафари. Роль Нигмата исполнял Карим Закиров. В ложах сидели :и женщины под паранджой. А спектакль сам был о снятии паранджи. Потом видел X. Насырову в роли Лейлы в 1943 году. Она была прекрасна в роли Ширин. Я был потрясен игрой X. Насыровой, и это впечатление осталось у меня на всю жизнь. Я долгие годы вынашивал свой замысел, и только в 1973 году Г., мне удалось его осуществить.
(Из статьи Т.Махмудова «Традиции миниатюры в современной живописи Узбекистана». Т.,1984.)


Чингиз Ахмаров
Халима Насырова, фотографии
ziyonet.uz.Биография

1912 — родился в г. Челябинске
1942 — окончил МХИ ,
1950 — награжден орденом «Знак почета»
1954 — принят в СХ Уз
1964 — удостоен звания «Народный художник Узбекистана»
1968 — присуждена Государственная премия им. Хамзы
1995 — умер в Ташкент

«Портрет Халимы Насыровой» 165х69,5 см.,х.,т.,1973г.

Бахтиер Бобоев

Узбекистан. Хива.

Случается, художник – одарен а его произведение не трогает за душу, не волнует зрителя. Почему такое случается? По-моему, одна из причин – в усталости чувств у таких художников. В утрате волнующего, любовного отношения к жизни способности наблюдать за нею.
Не могу забыть до сих один случай .Раннее утро. Звенящую тишину сада в голубых тонах нарушают чьи-то шаги. Красавица, нежно как лань, входит из домика рядом с садом, несет на руках ляган. Подсолнух – это влюбленное в солнце растение, как бы не может отвести глаз, полных удивления, от девушки. А взгляд девушки уперся в домик с куполом – мастерскую гончара. Macтepская невысока. На лестнице мастерской сидит cтapый гончар и с любовью рассматривает ляган. Вокруг такие же глиняные ляганы с не повторяющимися узорами. Солнце только взошло. А гончар уже давно начал работать. Его дочь кажется еще более привлекательной в объятиях некоего выдуманного ею самой волшебного мира. Меня взволновало это утро, начало рабочего дня гончара.
Почему я вдруг вспомнил эту картину?
Я написал групповой портрет народных мастеров из Хорезма.

1937 — родился в г. Арыси 1963 — окончил ТТХИ
С 1964 — участник республик Германия, США, Индия) выставок
1965 — принят в СХ Уз, с 1997 г. – член ТОХ Уз.
С 1965 — преподаватель, доцент НИХД
1973 — удостоен звания «3аслуженный деятель искусств Уз.»
1997 — награжден Серебряной медалью АХ Уз.
1999 — избран действительным членом АХ Уз


«Хивинские мастера» 300х200 см.,х., м., 1972 г.


Обиджон Бакиров
1941 — родился в г. Андижане
1969 – окончил РХУ
1973 — окончил ТТХИ
С 1974 — участник республиканских и зарубежных: Чехословакия, Болгария, Польша) выставок
1978 — принят в СХ Уз, с 1997 г. — член ТОХ Уз
1997 — награжден медалью «Шухрат»
2001 — персональная выставка в ЦВЗ, Ташкент


«Портрет Абу Али ибн Сино» х.,м., 1980 г.

В связи с тысячелетием со дня рождения Ибн Сино было принято решение ЮНЕСКО о праздновании юбилея ученого и мыслителя. Один правительственной комиссии по проведению торжеств, профессор из Андижана Юсуф С предложил мне создать портрет великого врача. Именно он был соавтором скульптуры Ибн Сино, созданной в 1979 году совместно со скульптором Соколовой и ученым-антропологом Шавкатом Хамидулиным на основе антропологических расчетов . Я создавал Живописный портрет ученого основываясь на этой скульптуре.
Я прочел много книг. И знаменитый «Канон науки» Ибн Сино, и описания жизни и деятельности этого великого ученого. Пытаясь полнее п облик древнего врачевателя, я сделал
наброски с нескольких человек, похожих великого земляка. Мечта о создании портрета гениального ученого, основателя медицинской науки на Востоке, особенно хирургии, наполняла меня вдохновением
Изображая ученого на фоне книг, в бело уборе и шелковом одеянии, я стремился к сходству.
Великому Ибн Сино принадлежит такой афоризм «Врач должен обладать зрением сокола, руками и сердцем льва» Мне хотелось. Чтобы эти слова нашли отражение в моем произведении.
Портрет был представлен на суд комиссии в Ташкенте и утвержден в 1980 году ею качестве эталона.


Собиржон Рахметов
В мою жизнь Гафур Гулям вошел через кинофильм известного режиссера Дамира Салимова «Озорник», поставленный, по одноименной повести по-моему, гениальной . Затем я прочитал эту повесть , а также рассказы, сборник стихов «Иду с Востока», «Счастье родной земли», повесть «Едгор» в оригинале. Хотя мне и не довелось познакомиться с Гафуром Гулямом, я начал живо интересоваться его жизнью и творчеством. Посетил дом-музей Г. Гуляма на Бешагаче, возле театра имени Мукими. десь я получил большой документально-исторический материал о писателе, о его жизни, отношении к детям, к старикам, взаимоотношениях с коллегами. Постепенно вырисовывался образ неординарного, по-настоящему большого национального художника, человека огромного таланта и обаяния.
Теперь передо мной стояла задача – показать все это в картине. Повесть отчасти автобиографичная, и все, что происходит и представлено в ней – это старый Ташкент и его окрестности, этот своеобразный коктейль архитектуры, народных традиций, махаллинский самострой, базары, чайхоны, мечети и современные здания, это тот образ города, в котором обитают герои повести…

1952- родился в Чимкенте
1973 – окончил РХУ
1979 – окончил ЛИЖСА
С 1979- преподаватель, доцент, профессор НИХД
1984 – принят в СХ Уз., с 1997г. – член ТОЖ Уз.
С 1986 – участник республиканских и зарубежных (Германия, Турция, Франция, Россия, Япония) выставок
С 1998 – работает директором ДХВ
2000 – награжден Золотой медалью АХ Уз.
2000- удостоен звания «Народный художник Узбекистана»
2003 – избран действительным членом АХ Уз.


“Портрет Гафура Гуляма”. 140х150 см.,х.,м., 1985 г.
Дом-музей Гафура Гуляма


Баходир Жалол
Картина «Сны Омара Хайяма» не является прямой иллюстрацией к стихам великого поэта, математика, поэтическое размышление о восхождения человеческого духа, вдохновленное гениальными творениями поэта Различные аспекты человеческого бытия и различные состояния души показаны на этом полотне. Все изображенные фигуры и детали картины глубоко символичны. Фигуры расположены по кругу, что символизирует цикличность процессов бытия, спираль эволюции, вращательное движение танца дервишей – «зикр». Фигура спящего Омара Хайяма, это исходная и завершающая очередного витка эволюционные также символ того, что человек материальном мире пребывает как бы в забытьи, и только стремление к познанию Высшей истины, основных законов и смысла бытия позволяет ему пробудиться и начать путь восхождения.

Частная коллекция. Египет
1948 — родился в г. Ташкенте
1968 — окончил РХУ
с 1966 -участник республиканских
1974-окончил ЛИЖСА
1974 – принят в СХ Уз, с 1997 г – член ТОХ Уз.
С 1974 — преподаватель, доцент, профессор НИХД
1990 — удостоен звания «Народный художник Узбекистана»
С 1990 — персональные выставки в Бельгии, Индии, Англии, Германии, России и в Узбекистане
1991— присуждена Государственная
1997 — избран действительным членом АХ Уз.
1998— награжден Золотой медалью АХ Уз.

Сны Омара Хайяма 120х120-см.х.а.2002.

Куранбой Бекчанов

1952 — родился в Хорезмском вилояте
1979 — окончил ТТХИ
С 1988 — участник республиканских и зарубежных (Россия, Грузия, Англия, Индия) выставок
1990 — принят в СХ Уз,
с 1997 г. — член ТОХ Уз
с 1997 — директор Хорезмского лицея изобразительно-прикладного
искусства
2002 — награжден Дипломом АХ Уз
2003— удостоен звания «Заслуженный наставник молодежи Узбекистана»

Благословенная-земля. 200х100 см.х.м.2001 г
Собственность автора

Тема свободы всегда будоражила умы и чувства людей. Как-то раз, еще во времена учебы в театральном институте, пришлось побывать на спектакле «Эзоп» в театре имени Хамзы. Роль Эзопа исполнял ныне покойный Шукур Бурханов. На меня произвели неизгладимое впечатление свободолюбие Эзопа, сама суть его философии. Стремление к свободе, внутреннее благородство и внешне преображают Эзопа, делают лицо его прекрасным. Актер полно и достоверно сумел передать это своим великолепным исполнением роли. Это навело меня на мысль о создании картины на эту тему.
Если свобода настолько ценна для одного человека, то какой бесценной должна быть Независимость для моей страны, народа?
Лишь после обретения независимости в 1991 году мы стали понимать, насколько дорого и священно слово «Свобода», когда ты сам хозяин своей земли, своего труда. И ты можешь показать всему миру великих сыновей этой земли. Создать картину на тему Независимости – не только сложная, но и весьма ответственная задача.
Мной была создана картина «Эзоп», состоящая из(…)
Накануне десятилетия Независимости нашей республики я решил создать образ великого полководца нашего народа Жалолиддина Мангуберди. Я изобразил его молодым, верхом на коне и с копьем в руке. В процессе работы я пробовал по-разному «сажать» его на коня, были рассмотрены множество вариантов, однако ни один из них так и не пришелся мне по душе. И тут я вспомнил слова нашего Президента: «Узбекистан – благословенная земля», и меня осенила идея.
Решил искать решение проблемы за пределами реализма и установил на коня люльку (бешик) великого полководца. По моему замыслу, люлька должна олицетворять рождение. Она взрастила в себе не только Жалолиддина Мангуберди, но и других великих сыновей нашей земли, ученых, философов, врачевателей, поэтов и др. Развивая эту мысль, к колыбели я прикрепил национальный флаг Узбекистана.
Испокон веков узбекская колыбель способствовала здоровому росту ребенка, его хорошему физическому развитию и это, можно сказать, одно из величайших изобретений наших далеких предков.
Большое значение в произведении имеет небо. Солнце, светящее из-за облаков, будто озарение, благословение. Всевышний движет вперед колыбель с широко развевающимся флагом моей страны на скакуне. Оберег, висящий над колыбелью, – это знак того, чтобы Всевышний и впредь оберегал нас и нашу землю от врагов и злых сил. Белый цвет коня символизирует чистоту наших помыслов, человеколюбие, душу нашего народа.
А насколько удалась сама картина, думаю, решит время, а оценят его достоинства и недостатки критики, искусствоведы и, конечно же, искушенный Зритель.

Метки

анимационные картинки для блогов

Читать -это полезно!

анимашки для дневников
Советую прочитать Напоминаю, что чтение — это один
из видов отдыха.
Интеллектуального отдыха.
Читайте, учите понравившиеся
стихотворения наизусть.

Стратегия действий

С праздником!


День Независимости


28-летие дня Независимости Республики Узбекистан пройдет под девизом «Вечно процветай, мой родной Узбекистан!». Ежегодно 1 сентября в Республике Узбекистан празднуется важный государственный праздник - День независимости Республики Узбекистан. 31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 7 сессия Верховного Совета Республики, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана.

Сколько дней блогу

Эмблема школы

Наши учителя

Презентация педсовет

Cobo.uz

content_magnet_squared-150x150Cobo.uz- это большой электронный супермаркет, где можно найти и купить многое из того, что нам и нашим близким необходимо в работе, учебе и отдыхе.

Мастер технологических карт

mtk cover miniМТК - Программа, которая поможет Вам в считанные минуты составить технологическую карту урока по любому предмету. Начальная школа - 9 предметов, общая школа - 16 предметов.

Классный помощник

KPm КП - Программа, которая на 99% облегчит работу классного руководителя и учителя начальных классов. Полная автоматизация работы с документами.

Словарь Даля

Помощь учителю

Библиотека сайта

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru

Наши именинники

Картинки с Днем Рождения

МАРТ
09 - Эм Ирина
16 - Названов Арсен
18 - Бабаджанов Равшан

Отсчета времени до праздников.

Осталось...

Золотая полка

Деятели литературы Узбекистана


Здесь, на этой странице сайта собраны материалы и биографические сведения о деятелях узбекской литературы, а также их произведения.

Мудрые мысли

Мыслители Востока

Мыслители Востока" раздел сайта, в котором накапливается материал из жизни и творчества великих людей

Календарь праздников

Праздники Узбекистана

о воспитании

March 2021
M T W T F S S
« Dec    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Статистика

PR-CY.ru Информер PR для сайта sapfo.zn.uz/

Посетители

free counters

Перевести